Вестник цифровой трансформации

Искусственный интеллект делает сотрудников нервными и одинокими
Искусственный интеллект делает сотрудников нервными и одинокими




13:51 03.07.2024  |  650 просмотров



Согласно исследованию, опубликованному Harvard Business Review, автоматизация рутинных задач с помощью искусственного интеллекта приводит к тому, что сотрудники начинают ощущать себя оторванными от коллектива.

Взаимодействие с ИИ повышает производственную эффективность сотрудников, но вызывает чувство одиночества, в результате чего они все чаще обращаются к алкоголю и страдают от бессонницы. Явные и тревожные признаки социального недомогания и депрессии оказывают негативное влияние на качество жизни, настроение, когнитивные функции, поведение и здоровье в целом. Многие организации упускают сегодня из виду свой самый важный актив – людей, чьи задачи все сильнее автоматизируются. С точки зрения человека, это может быть тревожной тенденцией, приводящей к нежелательным издержкам: cнижению удовлетворенности работой, мотивации и психического благополучия. Если вы хотите сделать проекты по внедрению искусственного интеллекта успешными и жизнеспособными, в первую очередь нужно сосредоточиться на людях и только потом на технологиях.

В исследовании Harvard Business Review отмечается, что в какой-то степени такая реакция на искусственный интеллект кажется удивительной, поскольку в последние годы предприятия уделяют благополучию работников особое внимание. Работники, которые чувствуют свою социальную значимость и испытывают на работе эмоциональную удовлетворенность, более продуктивны и преданы своей организации. Они с более высокой вероятностью готовы внедрять инновации, выходя за рамки круга своих обязанностей. Те же, кто ощущает разобщенность и изолированность, подвержены эмоциональному выгоранию и склонны к прогулам, а их работодателям приходится бороться с текучкой кадров.

Постоянное взаимодействие с искусственным интеллектом приводит к социальной изоляции. Отсутствие связей с другими людьми в течение рабочего дня усиливает у сотрудников потребность в общении. Рабочие процессы в такой ситуации рекомендуется выстраивать таким образом, чтобы люди могли сосредоточиться на решении стратегических задач, с которыми искусственный интеллект справиться не в состоянии.

Вместо того чтобы адаптировать искусственный интеллект к существующим процессам, организациям следует перестраивать рабочие процессы с учетом уникальных преимуществ как людей, так и машин. Искусственный интеллект должен выполнять роль не только средства автоматизации и оптимизации, но и инструмента повышения эффективности работы человека. Необходимо создавать культуру, в которой социальное взаимодействие ценится и поощряется, а не рассматривается в качестве отвлекающего от работы фактора.

При этом в исследовании совсем не упоминался, казалось бы, очевидный рост беспокойства сотрудников, связанный с угрозой потери ими работы из-за внедрения искусственного интеллекта, а также возможного увольнения их коллег.

По мнению бывшего руководителя кадровых служб Salesforce, Dropbox и Zynga Виджая Пендакура, в целом результаты исследования можно считать вполне объективными. Искусственный интеллект, помогающий повышать эффективность и снижать затраты, нужен компаниям. Но при этом руководству следует решить, что делать с освободившимся благодаря внедрению ИИ временем сотрудников. Подумайте об объединении команд для решения ключевых технологических задач, с которыми сталкивается бизнес, и о разработке новых инициатив по дальнейшему продвижению на рынок. Такие мероприятия преследуют двойную цель: они не только приносят реальную пользу бизнесу, но и создают прочные связи между сотрудниками, что повышает их вовлеченность в общий процесс на своем рабочем месте.

Теги: Искусственный интеллект HR

На ту же тему: